Нужно узнать отношение к серебру германцев и славян, которые, как отмечал Ф. Энгельс, сыграли важную роль в падении Римской империи. Тацит писал о германцах его времени: «В серебре и золоте боги им отказали — не знаю, по расположению ли к ним, либо гневаясь на их. Вобщем, я не стану утверждать, что совершенно нет серебряных либо золотых жил в Германии, ибо кто ее почву изучил? Наиблежайшие к нам, из-за торговых сношений, ценят золото и серебро и различают некие из наших монет, но у живущих снутри страны в употреблении более обычный и древний метод торговли — обмен продуктами. Монету они предпочитают древную и издавна известную, с изображением колесницы с парой лошадок. При всем этом серебро они обожают больше золота, не по духовному к нему расположению, а поэтому, что большее количество серебряных средств удобнее для потребления людям, покупающим предметы простые и дешевые». Это — очень достойные внимания слова, ибо, с одной стороны, они относятся к району, который через 10 — 12 веков стал наикрупнейшим поставщиком серебра, а с другой стороны, указывает роль монет в жизни германцев.
У славян роль средств — монет была несколько другой. И. Г. Спасский отмечает, что обширное и довольно долгое знакомство древних славян Средней и Восточной Европы с римскими монетами позволяет полагать зарождение у их уже тогда определенных простых представлений о счете, массе монеты, качестве металла. Богатство на местности нашей страны находок монетных кладов-сокровищ, в большей степени не очень больших, гласит о том, что римские монеты в некий, хотя бы и очень ограниченной мере, у славян уже являлись средствами.
К VI — IX вв., когда сложились славянские народы Европы, поступление монет из распавшейся в 476 г. Римской империи закончилось, но их воззвание посреди славянского населения длилось. С конца VIII в. в Киевскую Русь начался насыщенный приток по величавому Волжскому пути восточной монеты — серебряных куфических дирхемов Арабского Халифата.