Начало чеканки первых римских серебряных денариев Плиний относит к 485 г. от основания Рима, т. е. к 269 г. до н. э. Содержание серебра в денарии, который сначала заключал внутри себя одну сороковую часть фунта, скоро стало понижаться. К. Маркс приводит последующее соотношение денария с современным ему франком: «Серебряный денарий в 485 г. от основания Рима = 1 франку 63 сантимам; в 510 г. = 87 сантимам; в 513 — 707 гг. 78 сантимам». Древние серебряные монеты римлян имеют на лицевой стороне портрет двуликого Януса, а на обороте — изображение Юпитера в квадриге. Во II в. до н э на монетах возникает портрет Ромы, а на обороте Диоскуры. В императорскую эру изображаются портреты глав страны. В первый раз это право было официально дано в виде особенной привилегии Юлию Цезарю незадолго до его кончины в 44 г. до н. э. (рис. 11, 6). От правителя же Квинтилла, убитого на 17-й денек царствования, сохранилось 65 образцов монет, очень различных по оформлению обратной стороны.
Нероном (54 — 68 гг.) была установлена масса денария в 3, 41 г. Потом в течение долгого времени в металле монет понижалась проба, в связи с чем правитель Каракалла стал чеканить вместе с низкопробными денариями также и антонинианы из незапятнанного серебра (рис. 11, в); масса их была 4, 7 — 5, 9 г. Сначала они были оценены в 2 денария, а в царствование Аврелиана за антониниан отдавали уже по 20 денариев, представляющих из себя медную монету.
Датируются денарии просто по портретам и именам царей либо других лиц На единственной монете Адриана есть надпись с датой, «в 874 г. по основании городка установлены зрелища». Эта монета отчеканена в 120 г. н. э. по случаю установления в цирке игр в па» мять основания Рима.
Римские денарии были первыми серебряными монетами, с которыми повстречались славяне, населявшие Восточную Европу.
Испания. Наибольшее количество серебра для чеканки римских монет давали начиная со II в. до н. э. месторождения Испании. Но разработка рудников тут велась намного ранее, когда еще Рима не было Древние создатели упоминают, что на юге Испании было королевство Тартесс, одним из правителей которого был Аргенторий («серебряный человек-»). В текущее время считается, что это королевство было с XI в. до н. э. В 700 — 500 гг. до н. э. королевство переживало период собственного расцвета, складывалась культура населявших его иберов Около 500 г. столичный город Тартесс был завоеван карфагенянами и, видимо, разрушен. Некие ученые локализуют Тартесс в равнине Бэтиса — современной р Гвадалквивир. В Тартессе была развита добыча металлов и в особенности серебра, Страбон позже писал, что в Бетике «есть даже гора, которую именуют Серебряной благодаря находящимся на ней серебряным рудам», и указывал, что с нее стекает Бетис.
Картахена. Чеканка первых монет на местности ч Испании началась карфагенянами, которые оккупировали южную ее часть в 237 г. до н э, когда Гамилькар Барка высадился на юге полуострова Его зять Газдрубал основал Новый Карфаген — сейчас Картахена, открыл близ городка серебряные рудники. Их разработка в особенности интенсивно длилась Ганнибалом на рудниках в то время работало 20 тыс. рабов. В Иберии топа чеканились денарии, которые по массе и пробе были подражанием римским, а по изображениям напоминали тетрадрахмы Филиппа Македонского.
Карфагеняне добывали серебро в Картахене в огромных количествах. Месторождение размещено на юго-восточном берегу полуострова в области распространения третичных вулканических пород. Жилы залегают в эффузивах либо на контактах с осадочными породами и метаморфическими сланцами. У поверхности они многочисленны, а на глубине 400 — 500 м остаются только главные жилы. Руды — галенит с серебром, сфалерит, пирит, малость халькопирита. Не считая жил на Картахене имеются массивные (до 100 м) залежи — «манто», почаще на контактах эффузивов и известняков. Конкретно на выходах этих «манто», состоявших из свинцовых карбонатов и бурого железняка, богатых серебром, карфагенянами разрабатывалось месторождение.
Плиний, на основании данных приемущественно по испанским месторождениям, дает последующую характеристику серебру: «Серебро находится исключительно в рудниках; оно не родится так, чтоб само по себе подавало надежду, и не имеет подобно золоту сверкающих искр. Руды его сущность или красного, или пепельного цвета… Серебро находится во всех практически областях, но в Испании лучшее, в бесплодной почве и в горах. И где одна токмо найдена бывает жила, там недалеко находится и другая А сие бывает практически со всеми такими субстанциями, почему, кажется, и получили оныя от греков наименования металлов (существа одно за другим находимые; существа вместе находимые).
Умопомрачительно, что в Испании рудники, начатые АН — ; нибалом, есть и доныне и имеют заглавие тех, кто их открыл. Один их оных, приносивший Аннибалу раз в день по триста фунтов доходу, именуется поны — не Бабело Гора подкопана уже на тыщу 500 шагов, по коему месту росположены водочерпате-ли, денно и нощно вычерпывающие воду, при светильниках, коими измеряется время».
В III в. до н. э. меж Карфагеном и Римом разгорелось ожесточенное соперничество за доминирование в Западном Присредиземноморье. В 264 — 241 гг. до н. э Карфаген вел первую Пуническую войну с Римом, в итоге которой растерял Сицилию. Во 2-ой Пунической войне 218 — 201 гг. он растерял свои владения в Испании, а в третьей Пунической войне 149 — 146 гг. был стопроцентно разгромлен, город Карфаген, основанный в 825 г. до н э. как финикийская колония, был разрушен, обитатели проданы в рабство. Главные предпосылки падения Карфагена можно созидать в словах К. Маркса:
«…для финикиян, карфагенян и т. д. создание было делом побочным… Они потому и погибают вся — кий раз, как вступают в суровый конфликт с древними обществами».
Рио-Тинто. После победы над Карфагеном римляне обуяли в Испании только маленький полосой в южной и восточной прибрежных ее частях, но там и находились серебряные рудники. Только сначала нашей эпохи римляне завладели всей Испанией.
В 79 — 71 гг. до н э. на местности Испании происходило восстание под управлением Сертория, известного вождя римской демократии. Это был заключительный, но долгий отголосок штатской войны в Риме меж сторонниками Мария — конструктивными демократами и Суллы — последними обскурантами, положившими начало военно-рабовладельческой диктатуры.
Против Сертория, которого поддерживало местное кельтиберское население, римское правительство направило полководцев Метелла, высадившегося в 79 г. на юге Лузитании (сейчас Португалия), и Помпея, начавшего военные деяния на востоке Испании. Как сообщается в «Истории Старого мира», «бессилие и слабость римского правительства были таковы, что вся война в Испании велась на личные средства и „личными армиями“ Метелла и Помпея». Метелл и Помпеи не раз вытерпели беспощадные поражения, и только благодаря комплоту в штабе Сертория и убийству этого вождя удалось римским войскам устранить восстание.
В связи с изложенным приобретает особенный энтузиазм «римский» денарий, показанный на рис. 13. На его лицевой стороне изображены Пий — бог благочестия и аист, а на обратной — слон, под которым буковкы Q С М Р I — Квинт Цецилий Метелл Пий Правитель. Метелл назван тут царем, но в республиканский период этот титул давался военачальникам, а позже римские цари в обыкновенном осознании этого слова именовались августами. Отец Метелла вел войну в Африке и получил почтенное прозвище «Нумидийский», потому на монете и изображен слон, которого резчик штемпеля, видимо, плохо для себя представлял. Но этот денарий был крупинкой «частных» средств Метелла, на которые он воевала. Некие деньги доставались ему как военная добыча, и в данном случае монета поступала в воззвание без перечеканки. Серебро же для денариев, на которых стояли его инициалы, Метелл получил другим методом.
На юге Лузитании Метелл высадился непопросту. Его наиблежайшей определенной целью был захват рудников Рио-Тинто на юго-западе Испании. В «Историческом очерке развития горного промысла» отмечается, что «знаменитые медные рудники Рио-Тинто, в Анда-лузии, достались римлянам от побежденных карфагенян в самом расцветающем состоянии».
В. А. Обручев считает, что добыча в Рио-Тинто была начата «уже во времена финикиян в XI в. до н. э » и оно является древним из разрабатываемых в наше время месторождений колчеданов. Рудные тела имеют форму крутопадающих линз поперечником до 1700 м при мощности 250 м; стальная шапка добивается глубины 100 м. В богатой зоне цементации содержится меди 10 — 15%, золота 15 — 30 г/т, а серебра 1, 25 кг/т. Из серебра Рио-Тинто и был отчеканен более 2050 годов назад на дальнем провинциальном монетном дворе денарий Метелла (см. рис. 13).
Не исключено, но, что Метелл вел разработку и примыкающих месторождений серебросодержащих руд Так, в 90 км к западу от месторождения Рио-Тинто на местности сегодняшней Португалии находится аналогичное месторождение Сан-Доминго. Понятно, что его верхние горизонты разрабатывались начиная с римского времени, но непонятно, с какого столетия. Может быть, серебро Метеллу давали и другие подобные месторождения, относимые в текущее время В. И. Смирновым к классу вулканогенных. Цепь их, протягивающаяся из Португалии в Испанию, включая наикрупнейшее в мире скопление колчеданов в Рио-Тинто, именуется «Иберийским пиритным поясом».
В его границах понятно более 300 колчеданных месторождений. Рио-Тинто представляет собой антиклиналь длиной 7 км и шириной около 1 км. Руды тут 2-ух типов: мощные и штокверковые. Мощные руды имеют форму залежи в крыле антиклинали, замковая часть которой срезана эрозией; штокверковые руды залегают в ядре антиклинали участками сечением в сотки метров и выслеживаются до глубины 300 м. Штокверковые руды на данный момент добываются огромным карьером, местами разрабатываются и стальные шапки, содержащие до 25 г/т золота и 45 г/т серебра.
Как уже говорилось, месторождения «Иберийского пиритного пояса» разрабатывались, возможно, рудокопами Тартесса. 1-ые финикийские колонизаторы выведали у иберов места нахождения их рудников в «пи-ритном поясе» и, отлично зная металлургию и обработку металлов, содействовали расширению эксплуатации месторождений, вывозя серебро как предмет меновой торговли даже в виде корабельных якорей. Но сами финикийцы — негоцианты и пираты — своими не — бессчетными силами разрабатывать месторождения серебра в дальной Испании были не в состоянии. Г. Агрикола относительно событий 389 г. до н. э., т. е. через 111 лет после падения Тартесса, пишет: «Вскоре после чего финикийцы открыли месторождения в Испании, а карфагенцы начали их разработку». Это, безусловно, относится к месторождениям «Иберийского пи-ритного пояса», потому что Картахена и другие месторождения были открыты позже и без роли финикиян.
Любопытно, что достояние местности южной части Испании полезными ископаемыми в литературе в первый раз отметил Страбон. Характеризуя провинцию Бетика, он писал: «Нигде на земле нет ни золота, ни серебра, ни меди, ни железа в таком большенном количестве, как здесь».
Сардиния. В 238 г. до н. э. Рим отобрал у Карфагена также и Сардинию. Со времен римского владычества понятно находящееся на юго-западе этого острова в районе Иглезиенте месторождение Монтевеккио. За время разработки оно отдало более 1 млн. т сере-бросодержащей руды.
Район этого месторождения сложен в большей степени осадочными породами, прорванными интрузиями гранитов, порфиритовыми и лампрофировыми жилами. Месторождение размещается в зоне разломов, рассекающих сильную песчано-глинистую толщу. Протяженность зоны около 6 км с северо-востока на юго-запад; жилы падают под углом 60 — 70°. Наибольшее рудное тело выслеживается более чем на 1 км при глубине разработки до 550 м, мощность его 5 — 10 м. Главными рудными минералами являются галенит, цинковая обманка, аргентит, мармарит, пирит, халькопирит.
В Сардинии монетного двора не было. Но показанный на рис. 14 денарий, отчеканенный в 82 г. до н. э. на одном из итальянских монетных дворов с именованием Квинта Антония Бальбуса (Q. ANTO. ВАВ), сделан, непременно, из серебра Сардинии, потому что в этом году Антоний Бальбус был претором Сардинии, а на эту административную должность назначались только на один год.
Дакия (Трансильвания). В. И. Вернадский, отмечая, что электрум «отчасти одно время в Африке и Малой Азии являлся даже принципиальным источником серебра, которое из него выплавляли», утверждает: «несомненно, электрум мог добываться еще в Трансильвании».
В Трансильвании В. И. Вернадский выделяет в качестве особо принципиального месторождение Вереспаток (сейчас Рошия Монтана, близ г. Абруда в Румынии), руды которого, не считая золота, содержат серебро и электрум. Добыча золота тут «идет в течение 1000-летий: оно разрабатывалось еще до прихода римлян… Золото этих месторождений богато серебром». Характеризуя Тран-сильванию как центр горного промысла в римскую эру, В. И. Вернадский замечает: «Римляне обладали Дакией с 105 по 265 г. н. э. … По-видимому в Трансильва-нию (Дакию) были римлянами переселены рудокопы из Далмации, потому что местное население в значимой мере погибло в войне с римлянами».
О том, что в Трансильвании разработка золото-серебряных месторождений усилилась при римлянах, имеются упоминания в ряде источников: «При императоре Траяне римляне имели в Залатне в Трансильвании управление горными промыслами»; «Траян позволил составить приятельство для разработки золотых рудников Дакии и Зибенбюргена». Откуда появились эти до — казательства? «Принадлежность ряда разрабатывавшихся месторождений к римским подтверждается находками в их восковых дощечек, римских монет, орудий и даже рудничных глиняных ламп с латинскими надписями; меж иным, одна из таких ламп, отысканная в рудниках близ Верошпатока, была украшена изображением совы».
С именованием же римского правителя Траяна усиление разработки трансильванских рудников связывают также и монеты. Войска Траяна захватили Дакию в итоге войны 105 — 106 гг., и в честь этого был отчеканен денарий (рис. 15, а), на лицевой стороне которого помещены портрет и титул Траяна, а на обратной — «пленная рыдающая Дакия, сидячая на доспехах, отданных Риму. Понизу надпись с сокращениями: DAC. САРТА — «Дакия капитулировала». Имя Траяна встречается в сказаниях старых славян, являясь свидетельством о времени их первых связей с римлянами.
Но нельзя согласиться с замечанием В. И. Вернадского о том, что местное население в значимой степени погибло в войне с римлянами. Монеты демонстрируют, что даки и их союзники поднимали восстания и не раз изгоняли римлян, в связи с чем римлянам пришлось завоевывать Дакию не один раз. Последнее завоевание, отраженное на другой монете (рис. 15, б), имело место при императоре Траяне Деции. На лицевой стороне антониниана — монеты из низкопробного се — ребра, сменившей денарий, находится портрет правителя, на обратной — женская фигура и вокруг нее надпись DACTA. Типично, что тут Дакия изображена не плачущей, а гордо стоящей. Этим признавалось, что Дакия не покорена, а только оккупирована. А при императоре Аврелиане, по уточненным данным, не в 265, а в 271 г., римляне оставили Дакию совсем.
Во время этого «аврелианского отступления» из Дакии ушли войска, администрация и богатая прослойка оккупантов, а показавшееся в итоге романизации дако-римское население, которое позже стало называться романами, либо румынами, осталось на месте.
Другие римские колонии. Колониальные захваты Рима были в значимой части связаны с бассейном Рейна. «Горный журнал» в 1886 г. писал: «На левом берегу Рейна… встречаются римские горные работы близ Жироманьи и Маркирха в Вогезах»; «С чрезвы чайными пожертвованиями в издержках они разрабатывали рудные вместилища по косому направлению врывались в их… В Верхнем Эльзасе находятся римские шахты в 200 сажен и более»; «В Прирей-нской области римляне имели свинцовые и серебряные рудники в Шварцвальде». Эти местности входили в римскую провинцию Галлию, захваченную в главном при Юлии Цезаре. На рис. 16, а — денарий правления Цезаря, чеканенный в Галлии.
В среднем и нижнем течении Рейна находилась провинция Германия. Г. Агрикола писал: «В стране Хаттен были также серебряные рудники, о которых тот же Тацит во II книжке анналов пишет:
«Несколько позже Курций Руф получает ту же честь: на Маттиаке он заложил штольни, чтоб находить серебряную руду, но добыча была очень небогатой. Не считая того, для легионеров эта работа — рыть канавы и копать грунт под землей — была неподходящей». Несколько поточнее об этом же сообщается в «Горном журнале»: «По сказаниям Тацита, бойцы Курция Руфуса добывали серебряные и свинцовые руды близ Маттиума, в стране Хаттов и в Фирнберге, близ Рейнбрейтбаха…
Сверх того свинцовые и серебряные рудники имели римляне в равнине Ла-ана, близ Хольцаппеля и Эмса, равно как в равнине Зи-га и Аггера, к примеру, в Уккерате и Блиссенбахе, близ Энгельскирхена, где в одном древнем руднике были найдены римские инструменты, весы, гири и прочее».
Таким макаром, Курций Руф приблизительно в 47 г. н. э. вел поисково-разведочные работы в стране германского племени хаттов, занимавших правобережье Рейна, в Сланцевых горах, к юго-востоку от сегодняшнего Кельна, где в римское время был монетный двор. На рис. 16, б показан денарий, отчеканенный в Кельне Постумом в 259 — 268 гг.
На востоке римские войска захватили части местности Армении и Парфии, имевшие свои рудники серебра, в связи с чем были отчеканены денарии с надписью «Армения капитулировала» и «Победа над Парфией»