Ангальт-Шаумбург
В 1774 г. была отчеканена увлекательная полуталеровая монета. На одной ее стороне расположена надпись — «Боже, благослови на будущее Гольцапфельский рудник незапятнанного серебра», дата и буковкы — знаки монетного двора; по кольцу надпись: «Карл-Людвиг князь Ангальт-Шаумбург». На другой стороне изображена панорама Гольцапфельского месторождения, разведуе-мого шурфами и отрабатываемого штольнями; по кольцу надпись: «Божье благословение всегда вовремя» Ее масса 11, 7 г. Монеты представляют ценный материал для исследования истории старенькой Германии, которая, как писал Ф. Энгельс, «в то время была известна под заглавием Священной Римской империи и состояла из бессчетного огромного количества маленьких стран, королевств, кур-фюршеств, герцогств, эрцгерцогств и величавых герцогств, княжеств, графств, баронств и свободных имперских городов, которые все были независимы друг от друга и подчинялись только одной власти… — власти правителя и сейма». Чеканка собственных серебряных монет, которые скитались по всей Европе, не считаясь с границами, с одной стороны, позволила маленьким германским государствам более легкодоступным методом рассказать миру о собственном существовании, а с другой — предоставила дополнительные исторические источники.
Естественно, более ценным материалом для исследовательских работ служат большие монеты, но, оказывается, и полу-талеровики время от времени очень увлекательны. К тому же они более редки, потому что чеканились, обычно, в наименьших количествах, чем целые талеры, предназначавшиеся в те годы, когда картонных средств еще не было, а золотых выпускалось не достаточно, для больших платежей и скопления.
О том, как рождались мелкие из германских стран и каким образом появлялись на сцене «помазанники божьи», — можно получить представление на примере графства Гольцапфель — того самого, из месторождения которого было добыто серебро для полута-леровой монеты. Касаясь самых последних лет Тридцатилетней войны в Германии, К. Маркс в «Хронологических выписках» писал;
«Фердинанд III меж тем в 1647 г снарядил новейшую армию под командованием генерала Меландера;
…этот субъект именовался сейчас графом Гольцапфелем (он купил у Нассау-Гадамара поместья, которым Фердинанд III в 1643 г. отдал титул графства Гольцапфель)». С получением от правителя графского титула Петр Меландер заполучил право чеканить монету, но в обстановке войны не успел этого сделать, а незадолго до конца войны, в мае 1648 г. был убит.
Гольцапфельское месторождение находится в 30 км к северу от г. Висбадена, в южных отрогах Рейнских Сланцевых гор. Его геологическое исследование началось около 2 тыс. лет тому вспять римлянами, о чем говорилось выше. Нужно считать, что римляне месторождение скоро забросили. Сами же древнейшие германцы этим делом не занимались, о чем, как говорилось выше, свидетельствует К. Тацит:
«В серебре и золоте боги им отказали — не знаю, по расположению ли к ним, либо гневаясь на них».
О добыче в этом районе серебра в поздний период Римской империи и в протяжении средних веков не упоминается. Рудники Гольцапфеля стали разрабатываться вновь только с начала XVI столетия.
Двести годов назад германским рудознатцам, видимо, подфартило больше, чем легионерам Курция Руфа, и они отыскали богатые вторичным самородным серебром участки. Они оказались не очень большенными, потому что посреди XIX в., когда месторождение разрабатывалось Французской компанией, годичный доход составлял около 50000 флоринов, либо 107000 франков, т. е. был не очень велик, при этом сюда заходил и доход от добычи других металлов. К этому времени стали известны некие геологические (тектонические) особенности месторождения: «Так, к примеру, очень длительно воспринимали Голь-цапфельские жилы за исчезающие на некой части их падения, но более тщательное рассмотрение обосновало в ближайшее время, что жилы эти, направление которых практически идиентично с пластованием окружающих пород, перетерпели только обычное боковое перемещение на 10 либо 15 метров и перебежали таким макаром из одной плоскости расслоения в другую. Хотя обе части разорванной жилы и были соединены меж собою практически горизонтальною разсединою, однакож эта последняя по узости собственной укрылась от внимания при первых поисках».
К. И. Богданович со ссылкой на статью «Гольцап-фельский жильный пояс» (в германском журнальчике) пишет, что «жилы, очень близкие к Фрейбергским колчеданисто-свинцовым, известны в почти всех местах Германии, конкретно в Рейнских сланцевых горах…».
Г. Шнейдерхен, характеризуя Рейнские сланцевые горы, выделяет «Нижний Лан, от Рейна до Мозеля (Хольцапфель — Эмс — Браубах). Тут наблюдается несколько жильных свит, некие из их выслеживаются на огромное расстояние, а другие — наименьшей протяженности, но зато местами очень массивные, частично залегающие по простиранию вмещающих пород, частично секущие их». Невзирая на несколько отличающуюся транскрипцию наименования, в этом районе несложно узреть тот, который практически 2000 годов назад начинали изучить римляне и который 200 годов назад отдал серебро для памятной монеты, поведавшей миру о Голь-цапфельском месторождении серебра.