Эльзас. Эльзас и Лотарингия были в числе обстоятельств и поводов для войн меж Германией и Францией в XIX — XX вв из-за находящихся в недрах этих областей угля и железа Но «яблоком раздора» Эльзас был и много ранее, потому что одна его часть — Верхний Эльзас и графство Пфирт — принадлежала Габсбургам, о чем свидетельствует талер эрцгерцога Фердинанда Одним из следствий Тридцатилетней войны была передача Верхнего Эльзаса Франции и объединение его с Нижним Эльзасом. В Нижнем Эльзасе, на местности которого находятся Вогезы, рудники когда-то разрабатывавшиеся римлянами, стали восстанавливаться в XVI в. Так, В. И. Вернадский отмечает: «В 1539 г., около Маркирха в Эльзасе, в Юнггрубе Сент-Вильгельм, найдено самородное серебро весом в 150 кг, которое могло сходу идти в обработку; в 1581 г. в руднике Цур-Трейс в Клейнлеберау найдено самородное древовидное серебро в 592 кг весом».
Г. Агрикола писал в 1546 г:
«В Юрских горах Франции, что именуются Вогезами, разработку серебряного рудника ведут также немцы Этот рудник именуется Фюрст; он находится в ведении барона Лотарингского. У подножия этих гор германцы добывают серебро в равнинах Лебер и Эккрих». Ясно, что В. И. Вернадский и Г. Агрикола писали об одном и том же районе, потому что Клейнлеберау и Лебер либо одна и та же река либо 1-ая приток 2-ой.
Серебряные рудники Нижнего Эльзаса давали огромные доходы. Так, «В Ла-кроа-о-мине, в Вожском департаменте, до этого разрабатывали жилу серебристого свинца, которая после американских есть величайшая из числа узнаваемых Толщина ее составляет многие сажени; она была открыта и разрабатывалась на пространстве более мили в длину. Рудники существовавшие на этой жиле, производили, по уверению неких, в конце 16 столетия по 750000 франков (около 196 пудов) серебра раз в год…».
Тироль. Добыча серебра в Северном Тироле на Швацких рудниках началась в 1409 г. О Тироле и его рудниках не один раз упоминает в «Хронологических выписках» К. Маркс. В 1411 г. владения Габсбургов были поделены меж принцами-наследниками, и Тироль достался Фридриху («с пустой мошной»). Разработка Швацких рудников шла удачно и к 1432 г. Фридрих свою «мошну, благодаря открытию богатых залежей металла в рудниках Тироля, чем-то пополнил». После погибели Фридриха Тирольского опекуном его отпрыска, потом «слабоумного барона Сигиз-мунда Тирольского», стал старший двоюродный брат — правитель Фридрих III. Опека, видимо, запомнилась навечно, потому что когда Сигизмунд стал совершеннолетним и избавился от нее, он участвовал в почти всех междоусобных конфликтах и был конкретным противником Фридриха III и его отпрыска Максимилиана.
В 1486 г. в тирольском городке Галле была в первый раз (после древних декадрахм) отчеканена серебряная монета — гульдинер массой в одну унцию (несколько больше 31 г) с портретом Сигизмунда в полный рост (рис. 61). Возникновение этой монеты связано с резким повышением добычи серебра на Фалькенштейнском руднике в Шваце, где в 1483 г. было добыто 825 пудов серебра.
Но 18 марта 1490 г. после ряда неудач в войнах с родственниками «…Сигизмунд Тирольский уступил Тироль Максимилиану (собственному племяннику) за каждогодную ренту в 52000 дукатов себе и собственной жены».
Максимилиан с 1493 г. стал царем «Священной римской империи». В 1519 г. — в год его погибели — тирольские рудники давали только податей на сумму до 200000 гульдинеров В то время на рудниках работало 7000 рабочих, а в 1523 г. их было уже 30000. С 1525 по 1564 г, когда Тиролем правил внук Максимилиана — Фердинанд I (в 1558 — 1564 гг. он был царем), Швацкие рудники дали 34745 пудов либо около 900 пудов серебра в год. Есть также данные, что рудники в Рерербюхле с 1550 по 1606 г. дали 10268 пудов серебра и практически столько же было добыто на рудниках в Роттенбурге.
Швацкие месторождения относятся к типу жил блеклых медных руд, содержащих серебро. Они размещены на западном продолжении пояса жил Миттер-берга. Добыча выполнялась в горах на высоте 1200 м, а глубина шахт достигнула 800 м. На откачке воды было занято до 600 рабочих, пока уроженец Зальцбурга Антон Лассер не изобрел механическую черпалку, позволившую отрешиться от ручного выкачивания воды.
Тирольские рудокопы и металлурги были опытнейшеми мастерами собственного дела и приглашались в другие страны. Г. Агрикола писал: «Двадцать годов назад (1526) — я был в Риме — по совету папы Клемента VII от Фуггера из Германии были приглашены два швац-ких спеца горного дела, чтоб один разведал несколько рудных жил, а другой обучил плавить руду». Тут упомянуты фамилии негоциантов, банкиров и бизнесменов Фуггеров, занимавшихся добычей серебра.
С развитием капиталистических отношений в горном деле предприниматели почти всегда были не в состоянии управлять большенными предприятиями по добыче серебра в одиночку Нередко создавались приятельства — прототип акционерных компаний XIX в, только Фугтеры составили исключение Фуггеры нажили большие богатства на валютных операциях с Габсбургами и другими сударями как откупщики и кредиторы Начали они действовать в этом направлении в 1488 г, дав ссуду эрцгерцогу Сигизмунду под обеспечение добычи с серебряных рудников Тироля Когда Тироль перебежал к императору Максимилиану, в 1518 г в Инсбруке на собрании австрийских генеральных штатов 70 делегаций всех областей Австрии решали ряд вопросов, посреди которых первым был — изыскание средств для выкупа у Фуггеров заложенных владений Тогда делегаты выделили 400 тыс золотых гульденов «для пополнения денег страны» Потом под залог рудников Фуггеры дали средства Карлу V Габсбургу, которые он пораздавал как взятки при избрании его императо — ром в 1519 г.
К Маркс, демонстрируя положение в Венгрии при короле Людовике II перед пришествием турецких войск в 1525 г, пишет, что там не принималось нужных мер к отражению турецкой опасности, «магнаты тут вечно враждовали меж собой, неиствовали против Фуггеров, которые ссужали Людовику II, как и Карлу V, маленькие суммы, за что получали от него в прибыльную аренду рудники в Венгрии и подчиненных ей странах, подобно тому как получили от Карла V рудники в Америке, Испании, Тироле».
Фуггеры глубоко внедрились потом в государственное хозяйство Испании, где правила испанская ветвь Габсбургов Банкротства испанских денег в конце XVI в и начале XVII в разорили Фуггеров, и они перевоплотился в графов-землевладельцев, имея право чеканки монеты, на которой в графском гербе видны молотки.
Каринтия. В Каринтийских Альпах имеется ряд гидротермальных месторождений в карбонатных породах, в том числе Блейберг, Крейт, Санкт-Вейт и др. Об этих месторождениях писал еще Г Агрикола: « В Каринтии (Норикум) у Виллаха на горе, которая именуется свинцовой (Блейберг), добывали свинец», а в другом месте, перечисляя месторождения серебра, он отмечает: «в Каринтии (Карнтен) находится наименее узнаваемый (чем Швац — М М ) Крейч» В А Обручев отмечал, что разработка, начатая еще римлянами, достигнула в Блейберге 180 м, а в Крейте — 400 м ниже дна равнины меж горами Добрич и Рудными Первичными рудами являются серебросодержащий галенит и сфалерит.
Увлекательное сообщение о методе транспортировки руд приводит Г. Агрикола: «В области Норикум зимой руду грузят в мешки из свиной кожи со щетиной и стаскивают их с самых больших гор, куда лошадки, мулы и ишаки не могут подняться. Порожние мешки на гору поднимают оседланные под вьюк сильные собаки, приученные к этому делу».
Каринтийские серебряные монеты чеканились на монетном дворе в г. Санкт-Вейте, который был там сотворен после того, как правитель Максимилиан I дал монетное право на откуп бюргеру Понграцу Хамелю, имевшему поблизости этого городка свой серебряный рудник.