В «Диалектике природы» Ф. Энгельс охарактеризовывает Возрождение как величавую эру, «…которую мы, немцы, называем, по приключившемуся тогда с нами национальному несчастью, Реформацией, французы — Ренессансом, а итальянцы — Чинквеченто, и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований». Основным «национальным несчастьем» эры Реформации было поражение первого акта буржуазной революции. В XVI и XVII вв. на местности Германии происходили кровопролитные войны, которые, в особенности Тридцатилетняя война 1618 — 1648 гг., и прямо и косвенно отразились и на состоянии горного дела и спецефическим образом воздействовали на чеканку монет.В XVI в. и первой половине XVII в. в странах Западной Европы зарождается капиталистический уклад в недрах феодального общества. В ряде государств Западной Европы складывался и развивался абсолютизм и в главном закончился процесс образования централизованных стран. Германия оставалась в состоянии экономической и политической раздробленности: продолжала существовать.
«Священная Римская империя» с ее сложным составом, в какой шла борьба меж различными группами князей и других «имперских чинов», больших и маленьких. Чехия и часть Венгрии оказались под властью Габсбургов (другая часть Венгрии была захвачена турками), образовалось многонациональное Австрийское правительство. К середине XVII в. Швеция заняла на Балтике господствующее положение, которое было утрачено Данией, сохранившей, но, в собственной полной зависимости Норвегию. Из Польского царства и Величавого княжества Литовского сложилась Речь Посполитая.
Величавые географические открытия привели к установлению постоянных связей и торговому обмену меж различными странами и народами мира. Большущее значение имело открытие месторождений серебра в Мексике, Перу, Боливии, Чили. «Открытие Америки, — гласит Ф. Энгельс по поводу обстоятельств географических открытий, — было вызвано жаждой золота, которая еще ранее гнала португальцев в Африку… так как настолько очень развившаяся в XIV и XV вв. европейская индустрия и соответствовавшая ей торговля добивались больше средств обмена, чего Германия — величавая страна серебра в 1450 — 1550 гг. — дать не могла».