Средневековые российские средства
В книжку «К критике политической экономии» К. Маркс включил короткое изложение истории российских средств. «Россия представляет поразительный пример естественного появления знака цены. В те времена, когда средствами там служили шкуры и меха, противоречие меж этим неуравновешенным и неловким материалом и его функцией в качестве средства воззвания породило обычай подменять его малеханькими кусками штемпелеванной кожи, которые таким макаром преобразовывались в ассигнации, подлежащие оплате шкурами и ме-хами. Потом эти куски кожи перевоплотился под заглавием копеек в обыкновенные знаки толикой серебряного рубля и в неких местах удержались в этой роли до 1700 г., когда Петр Величавый отдал приказ поменять их на маленькие медные монеты, выпущенные государством».Имеются достойные внимания выписки К — Маркса по истории Рф от времени Рюрика до Миши Романова и в том числе о древних российских монетах.
В выписке, относящейся к 1320 и 1321 гг., говорится: «1320 Юрий Столичный стал готовиться к войне с Тверью… Дмитрий сделал дружелюбные предложения и купил мир, уплатив 1321 2000 рублей».
В этой выписке исключительный энтузиазм представляют слова, взятые К. Марксом в квадратные скобки, ибо считается, что вправду 1-ое упоминание о рубле в письменных источниках встречено в тверской летописи сих пор.
На данный момент установлено, что старым рублем является слиток вдвое больший, а слиток длиной около 3 дюймов — это полтина — половина рублевого. На отдельных более поздних экземплярах рублей и полтин имеются произвольные клейма и надписи, но они носят личный нрав, подтверждающий только принадлежность данного слитка тому либо иному обладателю либо время от времени указывают место выплавки слитка (см. рис. 31).
Нужно увидеть, что после того как К. Маркс сделал вышеприведенную выписку, значительно более ранешних указаний о рубле в официальных источниках найдено не было, если не считать, что в той же тверской летописи встречено упоминание, относящееся к 1316 г., которое в источниках, использованных К. Марксом, отсутствует. Но в 1952 г., при раскопках в Новгороде в слое, датируемом 1200 годом, найдена была берестяная грамота, в какой ясно читается слово «рубль», позволившая на данный момент установить, что происхождение и слова и самого понятия «рубль» является несколько более старым.
Также с большей точностью К. Маркс фиксирует момент возникновения первой российской чеканенной «деньги». Под 1389 годом имеется такая выписка: «1389… При Дмитрии Донском все еще бывшие до того времени в ходу кожаные средства — куны были изменены малеханькими серебряными монетами по эталону монгольских. (Ранее на Руси средствами служили меха ценных пушных животных. Куна — шкура куницы; сюда относится также мех 1-го из видов белок. Заместо маленькой монеты считали на уши, половину ушей, лбы и рожи куниц и белок) Монголы ранее воспользовались малеханькими кусочками древесной коры либо кожи с оттиснутым на их ханским клеймом, позже монетами из серебра (танга) и меди (пула), откуда и российские стали именовать свои серебряные монеты: средства (данги), а медные: пулы (пуло либо пул)».
К. Маркс не показывает четкой даты чеканки «деньги» (пишет «при Дмитрии Донском»), и это не умопомрачительно, потому что до сего времени она точно не установлена: некие исследователи считают 1360-е либо 1370-е гг., другие связывают ее чеканку с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 г.
Посреди цитаты в скобках К. Маркс коротко выложил сущность учения о «меховых деньгах», которые имели распространение в отдельных историко-географических зонах Старой Руси, но, так как это явление было не всеобщим и этот вид средств не был единственным, для установления «курса валют» отдельным видам имеющих хождение на Руси забугорных серебряных монет давались «меховые» наименования куны, белы, лоб-цы, мордки т. п. Медные же монеты (пулы) появились несколько позже.
Внимание К. Маркса к русскому валютному воззванию свидетельствует о большенном значении, которое он присваивал истории развития и становлению конкретно российской валютной и монетной системы, ранее других построенной по десятичному принципу.
Западноевропейские денарии и гроши, вместе с оставшимися в воззвании арабскими дирхемами и отлитыми из их слитками, послужили сырьем для чеканки новейшей российской монеты.
О времени возобновления чеканки российской серебряной монеты, которая стала называться «денга», письменных источников не имеется. Она началась в Москве в период меж 1360 и 1385 гг. на базе новгородского рубля-слитка.
Относительно массы первой столичной денги (рис. 37) у профессионалов также имеются разногласия. Одни говорят, что 1-ая столичная денга чеканилась в количестве 216 штук из гривенки серебра. Другие считают, что в Москве рублевая гривенка состояла с самого начала из 200 средств по 1, 02 г любая (как денарий либо куна последнего типа), но скоро денга стала еще легче.
Посреди 30-х гг. XV в. в Новгороде, а позже в Москве и других городках началась «порча» монеты, в итоге которой из рублевой гривенки серебра стали чеканить 225, 230 и т. д. до 500 и поболее монет. «Порча» монеты оказалась гибельной для рубля-слитка, потому что 216 новгородских средств стали весить существенно меньше гривенки. Рубль остался только счетным понятием. «Порча» монеты в Новгороде была остановлена в итоге народного восстания в 1447 г., и денга стала весить 0,79 г, а из гривенки чеканили «полтретья 100 средств новгородских и десять», либо 260 штук.
В Столичном же княжестве дело обстояло существенно труднее. Разразившаяся посреди XV в. феодальная война подорвала тут валютную систему. Больше других в этом виноваты мятежные галичские князья, которые в борьбе за великокняжеский престол захватили Москву и использовали выпуск средств для пополнения собственной казны, снизив массу монет и, как следует, рубля практически в два раза При Иване III в Москве Денга весила уже 0,36 г, в то время как в Новгороде — как и раньше 0,79 г. К этому времени преобразования произошли и в счетной гривне Она уже издавна закончила увязываться как-либо с массой и стала только собственного рода практическим числовым понятием: в Новгороде она равнялась 14 денгам, а в Москве — 20 денгам.
В жалованной грамоте белозерского удельного князя Миши Андреевича Кириллово —
Белозерскому монастырю от 5 февраля 1468 года говорится: «Дал есмь сию грамоту оброчную, что им даватидани в мою казну, от сбора до сбора, на год до 10 рублев пятигривен-ным серебром…».
О том, что же это все-таки за пятигривенное серебро, сообщается в несколько более позднем документе — закладной на рыбную ловлю 1501 — 1502 гг.: «Се яз Окул Жук, княж Иванов слуга Семеновича, занял есьм у архимандрита у Воскресенского у Чернов-ского монастыря у Арсенья рубль средств столичными денгами ходячими по 5 гривен полтина…»
На основании этих документов в 1968 г. было отмечено 500-летие десятичного валютного счета в нашей стране.
Чтоб облегчить обоюдные расчеты с Новгородом, Ивану III пришлось московскую ходячую денгу несколько подправить и сделать ее чуток меньше 0,4 г, и в Москве стали чеканиться денги ровно вдвое легче, чем в Новгороде. Это доказывается новгородскими писцовыми книжками 1490 г.: «А ключничи пошлины с тое обже на Рожество Христово денга новгородская, а на Велик денек денга столичная, а на Петров денек денга столичная, а все новые пошлины две денги новгородские». Появились, таким макаром, монеты 2-ух номиналов — московки и новгородки. В рубле, состоящем из 10 гривен, стало 200 средств столичных либо 100 новгородских. В первый раз появился счет на 100 средств в рубле и появился стоденежный рубль.
Завершая борьбу с порчей монеты, российское правительство провело в 1534 г. денежно-монетную реформу, после которой для отличия «новгородок» от «московок» на первых стал изображаться наездник с копьем в руках, а на вторых — наездник с клинком. «Князь величавый Иван Васильевич учини знамя на денгах, князь величавый на жеребце, а имея копье в руке и оттоле прозваша денги копейныя». Изображение это и отдало в предстоящем наименование монете «копейка». «Мечевая» денга являлась уже полукопейкой, стала чеканиться также монета четверетца, либо полушка, равная 1/4 копейки, т. е. была сотворена определенная денежно-монетная система.
В итоге стоденежный счетный рубль перевоплотился в стокопеечный, имеющийся и доныне, который стал родоначальником всех десятичных валютных систем мира.