В Рф иконы в серебряном окладе появились в 12 веке, и цены на их были очень высочайшими. И только с 1730 года, когда на Урале открыли залежи серебра, создание серебряных окладов подешевело.
Иконы «одевают» в серебряные оклады либо ризы для того, чтоб cберечь их от наружных воздействий, также для того, чтоб выразить свое уважение и благодарность святым. Иконы в золотых и серебряных окладах, покрытых дрaгоценными камнями, филигранью и эмалью присутствовали в домах богатых людей, у людей победнее были образы с латунными окладами, посеребренными сверху.
В текущее время в большинстве случаев атрибутируют (другими словами определяют признаки произведения искусств) икону по серебряному окладу, а оклад — по клеймам. На клеймах 19 века обозначен город, где произведена икона, проба серебра, в большинстве случаев 84-ая, дата и именник — штамп мастера.
Как верно избрать греческую икону
Почитание икон пришло к нам из средневековой Византии, а греческие иконы до сего времени имеют высшую стоимость.
После падения Римской империи в 4 веке и разделения ее на Западную и Восточную, Восточная часть стала называться Византией. Византия переняла наилучшие культурные традиции Старого Рима и отдала миру образы искусства, отличающиеся глубочайшей одухотворенностью и силой выразительности. На византийских иконах — отстраненные, горестные лики, погруженные в безгласную молитву.
В особенности почитаются образы, сделанные в монастырях Старенького Афона в 19 -20 веках. В афонских иконах смешиваются традиции живописцев периода Ренессанса и греческих богомазов византийского периода.
Любопытно, что на горе Афон есть не только лишь греческие, да и российские монастыри, самые известные из их — Пантелеймоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты. Паломники из Рф вывезли оттуда огромное количество икон, которые тоже именуют афонскими, но имеют свои особенности, а конкретно:
- большой силуэт на золотом фоне;
- иконография, подражающая старой;
- светотени c мягенькими переходами;
- условная трактовка ликов, лишенная всякой «портретности»;
- ровнейшая, без рельефа, поверхность досок, получающаяся за счет неоднократного нанесения алкидной краски;
- несоблюдение анатомических пропорций (лики и кисти рук более большие по отношению к телу).
В российских афонских монастырях всераспространены иконы Божьей мамы: Троеручница, Скоропослушница, Иверская, Достойно есть, Вратарница.Также почитают образ святого Пантелеймона.
В базе современной греческой иконы — пластик либо дерево, а оклад выполнен из серебра самой высочайшей пробы.
Реальную греческую икону приобрести не так просто. Во-1-х, она должна быть произведена в Греции, следовать византийским образчикам, другими словами пропорции фигур должны быть удлиненными, спектр — сдержанным, композиция — лаконичной. Проба серебряной ризы — высшей.
Самая дорога икона в мире — это греческая икона «Умиление», написанная в 15 веке богомазом из Константинополя. Ее стоимость — 1 миллион 150 тыщ евро.
Сколько стоили иконы и тогда на данный момент
До 20-го века иконой, как предметом определенных художественных плюсов, никто не интересовался. Ее почитали как святыню, прикладывались к ней, ожидали от нее исцеления, утешения, совета.
Перед государством стояла задачка создавать для народа дешевые в производственном отношении, доступные иконы с облегченной иконографией. А задачка для мастера — написать как можно больше икон с наименьшими затратами, и за труд крестьянина-художника платили так же, как и за труд обыденного ремесленника.
Обыкновенные люди 19 века были неприхотливы к художественной ценности произведения и стоимость иконы лицезрели в ее чудотворной и исцеляющей сути, потому совершали паломничества в отдаленные уголки Рф.
Стоимость иконы зависела от ее размера, от известности мастера, написавшего ее, от количества изображаемых святых, использования драгоценных металлов и прорисовки орнамента. Так, в Валаамском монастыре малая обычная иконка на кипарисовой дощечке стоила 7 копеек, а большой образ с серебряным окладом «с позолотою» стоила 145 рублей.
В текущее время стоимость иконы находится в зависимости от времени написания, состояния, размера, уровня письма, драгоценности и толщины серебряного оклада и варьирует от 10-ов и сотен тыщ рублей до нескольких миллионов.
Вот примерные цены на иконы 19 века в серебряном окладе, которые продаются в текущее время: образ «Святого Николая» — стоимость 80 тыщ рублей; образ ‘Спаса Нерукотворного’ — стоимость 95 тыщ рублей; образ «Святого Пантелеймона» — стоимость 70 тыщ рублей.
Как почистить серебряный оклад в домашних критериях
- Сделать 10% раствор аммиака (нашатыря, нашатырного спирта).
- Замочить серебряный оклад на полчаса в этом растворе.
- Чистить ушной ватной палочкой, временами смачивая ее аммиачным веществом, начиная с правого верхнего угла серебряного оклада, равномерно продвигаясь на лево и вниз.
- В недоступных местах можно использовать жесткую щеточку.
- Если на окладе имеются островки позолоты, не дотрагиваться к ним (!), потому что они присваивают серебряному изделию древний шарм.